Комплексный SEO-аудит сайта: когда нужен и как его выполнить
Содержание:
Что такое SEO-аудит сайта
SEO-аудит или аудит поисковой оптимизации — это анализ соответствия сайта требованиям поисковых систем, подготовка к комплексной оптимизации сайта. То есть в рамках такой оценки нужно определить, какие проблемы мешают ресурсу занимать первые места в выдачи по используемым ключевым запросам.
Почему стоит проводить SEO-аудит сайта 1–2 раза в год:
- Чтобы быстро реагировать на изменения поисковых алгоритмов. Обновления Яндекса и Google могут серьезно повлиять на позиции сайта, при этом владелец ресурса может не знать, что они снизились. Регулярная проверка позволит вовремя увидеть ухудшение в ранжировании, и найти причины, которые к этому привели. Мы рекомендуем следить за новостями Яндекс и Google об апдейтах систем, чтобы своевременно запускать проверку.
- Чтобы найти точки роста и эффективные методы продвижения. Ситуация на рынке постоянно меняется, так как конкуренты используют для продвижения новые методики. Аудит seo-продвижения сайта позволяет отслеживать позиции других компаний в поиске, находить эффективные способы выхода в топ выдачи, которые они используют.
- Чтобы выявить и устранить ошибки в коде сайта и технической оптимизации. Баги могут появиться спустя несколько месяцев после внедрения каких-либо изменений на сайт, порой они возникают даже при обновлении казалось бы незначимых плагинов. При этом часть из них может негативно повлиять на ранжирование сайта в выдаче. SEO-аудит поможет найти ошибки, о которых владелец ресурса даже не подозревал.
В каких случаях нужно обязательно провести SEO-аудит сайта
Есть ситуации, когда нужно непременно проанализировать сайт, чтобы избежать проблем с продвижением в будущем.
- Перед запуском нового сайта. Необходимо убедиться, что сайт соответствует всем требованиям SEO — от структуры URL и до контента. Без этого есть риск, что сайт окажется на низких местах в поиске, что затруднит его продвижение.
- Проверка подрядчика. Если вы нанимаете стороннюю компанию или фрилансера для выполнения SEO-работ, аудит позволит проверить качество их работы. Посмотрите, по каким параметрам специалисты оценивают сайт и какие рекомендации предлагают — среди них не должно быть серых методов продвижения, а сайт должен быть проанализирован по четырем основным критериям.
- Падение трафика или позиций. Когда трафик или позиции снижаются, необходимо немедленно провести аудит seo-продвижения сайта, чтобы понять причину проблемы. Это позволит быстро принять меры для восстановления прежних показателей.
- Покупка сайта. Возможно, предыдущий владелец допустил ошибки, которые негативно влияют на видимость сайта в поисковых системах. Аудит поможет избежать ненужных затрат, если сайт в плохом состоянии, или сразу составить план работ и начать улучшение ресурса
Из чего состоит комплексный SEO-аудит сайта
Все работы по аудиту seo-продвижения сайта можно разделить на четыре направления: технический аудит, аудит контента и внутренней оптимизации, коммерческий аудит, анализ ссылочного профиля.
Технический аудит
Как правило, комплексный seo-аудит сайта начинается с технической части. Техаудит проводят с целью выявления ошибок и проблем на сайте, влияющих на индексацию и ранжирование в поисковых системах. Рассмотрим, какие моменты оценивают специалисты в ходе работы.
Настройка главного зеркала. Необходимо проверить, указано ли главное зеркало сайта в Яндекс Вебмастере и Google Search Console. Также важно убедиться, что со всех страниц неосновного зеркала настроены 301 редиректы на основной адрес. Все поисковые системы должны правильно распознавать главное зеркало вашего ресурса, чтобы роботы корректно индексировали страницы.
Корректность robots.txt. В этом файле нужно открыть сайт для индексации, а закрыть только технические страницы или какие-либо дубли. Также в нем необходимо указать путь к Sitemap XML. Это важный момент, так как robots.txt — своеобразная инструкция для поисковых роботов с правилами индексирования ресурса, которая позволяет исключить из поиска ненужные страницы, негативно влияющие на ранжирование.
«Ошибка 404». Несуществующие страницы должны передавать серверу ошибку 404. Это решение важно внедрить на сайт, чтобы на нем не появлялись дубли, которые будут негативно сказываться на ранжировании.
Наличие мета-тега robots на страницах сайта. С помощью этого тега страницы закрываются от индексации, поэтому в коде важных разделов его не должно быть.
Наличие и правильная реализация rel=canonical. Если на сайте присутствуют группы схожих по контенту страниц, вы можете указать для каждой из них предпочитаемый (канонический) адрес, который будет участвовать в поиске. Но этот элемент можно использовать неправильно, тогда страницы с ошибкой не будут индексироваться. Поэтому в ходе технического SEO-аудита сайта этот момент обязательно нужно проверить.
Скорость загрузки сайта. Высокая скорость загрузки является важным фактором ранжирования в выдаче Google и Яндекс. Ресурсы, которые работают быстро, больше нравятся пользователям, поэтому выходят на более высокие позиции в выдаче. Проверить этот момент можно через сервис Google, минимальное количество баллов по нему — 85.
Правильная структура тегов H1–H6. Это теги заголовков, поэтому они не должны содержаться в меню, технических блоках, элементах верстки. Нарушения иерархии приведет к некорректной индексации и снижению позиций в поисковой выдаче.
Отображение сайта в различных браузерах. Некоторые блоки на сайте могут неправильно загружаться в разных браузерах. Необходимо убедиться, что на всех платформах ресурс работает корректно, иначе может снизиться конверсия страниц, что приведет к проблемам с ранжированием.
Наличие SSL-сертификата. Современный сайт должен работать на безопасном HTTPS-протоколе — это требование поисковых систем и большинства браузеров. Часть из них вообще не пропустить пользователей на портал с HTTP-протоколом.
ЧПУ или человекопонятные URL. Страницы с адресом, которые легко считывается и содержит ключевое слово, индексируются поисковыми роботами лучше, чем разделы с непонятным буквенно-цифровым URL.
Проверка на наличие дублей страниц. Если они есть, нужно закрыть их от индексации или удалить. Разделы с одинаковым контентом негативно влияют на продвижение сайта, так как вес страницы распределяется между дублями.
Наличие редиректов на сайте. Редиректы необходимы при переезде сайта, так как они позволяют приводить на новый адрес пользователей, которые используют старый URL. Но они должны вести на конечную страницу без редиректов. Иначе вес страниц будет рассеиваться, и позиции сайта в выдаче будут снижаться.
Наличие внешних ссылок. На сайте допустимо использование внешних ссылок на известные проекты, например, vk, telegram и подобные, а также на сайты-партнеры. Все остальные лучше удалить или закрыть тегом nofollow. Иначе вы будете передавать вес страницы внешним ресурсам.
Корректность рендеринга контента роботами. Проверьте сайт на наличие скрытых блоков. Это можно сделать через скан-программу в Google Search Console. Так как в скрытых блоках раньше добавляли SEO-текст для улучшения видимости сайта, поисковые системы негативно относятся к подобным решениям и могут наложить на ресурс санкции за их использование.
Использование noindex. Для запрета индексирования служебных участков текста можно использовать тег <noindex>. Тег работает аналогично мета-тегу noindex, но распространяется только на текст внутри тега. Важно убедиться, что он закрывает от индексации только технические фрагменты, а не полезный для пользователей контент.
Наличие битых ссылок. Это гиперссылки, которые ведут на несуществующие сайты, страницы или файлы. В идеале их не должно быть, так как они рассеивают вес страницы.
Тег Viewport. Тег позволяет выделить часть страницы, которая видна пользователям без прокрутки. Он необходим для оптимизации загрузки десктопной и мобильной версий сайта, и поисковые системы рекомендуют использовать его в коде разных разделов.
Наличие «мусорных» страниц. Это разделы, которые не несут полезной нагрузки: недоделанные страницы, фиды, автоматически сгенерированные CMS-системой разделы. Важно их убрать или закрыть от индексации. Чтобы найти их используйте Вебмастеры Яндекса и Google.
Индексация страниц сайта. Нужно убедиться, что все важные разделы попадают под индексацию и отображаются в поисковой выдаче Яндекса и Google.
Настройки региональности. Для сайтов с поддоменами важно убедиться, что корректно используются атрибуты lang и hreflang. Если они настроены неправильно, полезные страницы сайта могут не получать трафик. Следуйте рекомендациям по настройке от Google и Яндекс, чтобы избежать проблем.
Наличие HTML ошибок в коде сайта. Хотя Google не требует 100% валидного HTML кода, грубых ошибок необходимо избегать, иначе могут возникнуть проблемы с индексацией. Проверку можно выполнить с помощью валидатора W3C.
Отображение мобильной версии сайта. Так как большинство пользователей сейчас используют смартфоны и планшеты для доступа к сети, Google и Яндекс лучше ранжируют ресурсы, страницы которых адаптированы под мобильные устройства.
Наличие микроразметки. Этот инструмент позволяет поисковым системам лучше понимать содержание страницы и показывать расширенные результаты в поисковой выдаче. Например, добавление разметки schema.org помогает формировать структурированные сниппеты, что делает страницу более заметной и привлекательной для пользователей.
Аудит контента и внутренней оптимизации страниц
В рамках аудита seo-продвижения сайта важно убедиться в том, что на всех страницах размещены уникальные тексты, которые содержат оптимальное количество ключевых слов. Нужно избегать переспама — ситуации, когда в контент искусственно добавляют поисковые запросы, чтобы выйти по ним в топ выдачи. За использование подобных методик на сайт могут наложить санкции и пессимизировать позиции в выдаче.
Также нужно учитывать, что объем текстов должен быть сопоставим с другими сайтами в выбранной бизнес-тематике, иначе конкуренты будут занимать более высокие места при ранжировании.
Ключевые слова необходимо использовать в ЧПУ страниц, мета-тегах title и description, тегах картинок alt. Это будет сигналом для поисковых роботов, по каким запросам нужно ранжировать страницу.
Коммерческий или Usability-аудит
Эта часть SEO-аудита сайта отражает, насколько ресурс удобен для пользователей и конкурентоспособен по сравнению с другими представителями вашей бизнес-ниши.
Через сравнение с сайтами конкурентов можно найти точки роста, например, разместить больше форм обратной связи на сайте, добавить прайс-листы, отзывы, информацию о команде, условиях сотрудничества и т. д.
Также изучить поведенческие факторы сайта через Яндекс Метрику и Google Analytics. Посмотрите, у каких страниц высокий процент отказов, карту кликов, ссылок, скроллинга, Вебвизор. Изучите, как клиент движется по сайту, с каких страниц уходит, а затем постройте гипотезы, которые позволят улучшить поведенческие факторы. Эта работа позволит не только улучшить ранжирование ресурса, но и увеличить конверсию страниц, так как пользователи будут дольше и охотнее взаимодействовать с сайтом.
Аудит ссылочного профиля
Необходимо сравнить ссылочный профиль вашего сайта с конкурентами. Обратите внимание, сколько донорских ссылок в среднем ведет на сайты вашей бизнес-тематики и сопоставьте количество со своей ситуацией. Так вы определите, какое число внешних ссылок нужно получить вашему ресурсу для качественного ранжирования.
Также обратите внимание, какие ключевые слова содержатся в анкорных ссылках. Это косвенно влияет на позиции сайта по ним. Помимо этого нужно проверить, какая динамика роста ссылок, чтобы не допустить ссылочного взрыва. Из-за резкого роста поисковики могут наложить на сайт санкции.
Для анализа сайта по этим параметрам можно использовать инструменты Majestic или работающие через с VPN Semrush , Ahrefs.
Проведение комплексного SEO-аудита сайта требует профессиональных знаний и опыта. Если вам нужен гарантированный результат, можете обратиться за помощью к нашей команде. Проведем тщательный анализ вашего сайта, выявим слабые места и предложим эффективные решения для их устранения.