SEO-оптимизация интернет-магазина: как стабильно получать покупателей из поисковой выдачи

Содержание:

Почему SEO-оптимизация эффективна в e-commerce нише

Можно выделить три основные причины:

  • SEO нацелено на привлечение «горячей» и «теплой» аудитории. Для оптимизации используют ключевые слова, которые вводят люди, готовые к покупке. Поэтому этот метод продвижения приводит на сайт посетителей, которых проще конвертировать в покупателей, что и нужно интернет-магазинам.
  • Инструмент дает долгосрочные результаты. В отличие от контекстной и другой рекламы, которая приводит клиентов, пока запущена кампания, SEO позволяет улучшить позиции сайта и долго получать трафик из поисковой выдачи без дополнительных вложений.
  • В e-commerce SEO позволяет привлечь относительно дешевый трафик за счет низкочастотных запросов. По наблюдениям специалистов, за 2023 год в нише e-com большая часть поискового трафика на сайт приходит по узким запросам с небольшой частотностью — от 10 до 30 в месяц. Чаще всего под них оптимизируют карточки товаров, и пользователи попадают из выдачи сразу на интересующий их товар. При этом продвигаться по таким ключевым словам проще и дешевле, чем по высокочастотным.

Расскажем, на какие моменты обращать внимание при продвижении ресурса, чтобы обходить конкурентов в топе выдачи поисковых систем.

Этапы SEO-оптимизации интернет-магазина

Работы по продвижению ресурса можно условно разбить на три направления: построение структуры сайта, внутренняя перелинковка и улучшение поведенческих факторов. Расскажем о каждом этапе подробнее.

Проработка структуры интернет-магазина

Продуманная структура сайта не только шаг к улучшению позиций. Это основа для создания удобного онлайн-магазина, который плавно ведет пользователей к покупке. Простая и логичная навигация помогает людям быстрее находить нужные товары, поэтому клиенты остаются довольными и чаще возвращаются к вам.

Как создать интернет-магазин с грамотной структурой:

Опирайтесь на семантическое ядро сайта. После сбора ключевых слов, по которым будет продвигаться сайт, нужно сделать их кластеризацию, то есть распределить по тематическим группам. По получившемуся документу можно примерно понять, какие разделы будут на сайте и как они будут связаны между собой.

Начните с определения основных категорий товаров. Они должны отражать большие группы продуктов. Например, для магазина одежды это могут быть «Женская одежда», «Мужская одежда», «Детская одежда».

Для каждой основной категории создайте подкатегории: «Рубашки», «Брюки» и так далее. Внутри них также будут подкатегории, например, в разделе «Рубашки» могут быть отдельные страницы для одежды с длинным и коротким рукавом.

У вашей целевой аудитории могут быть нишевые потребности, которые также можно включить в отдельный кластер и подкатегорию. В интернет-магазине одежды такими разделами могут стать разделы «Плюс-сайз», «Одежда для спорта», «Одежда для беременных» и т. д.

Самые низкочастотные запросы необходимо распределить по карточкам товаров. Ключевые слова для таких страниц могут содержать полное наименование продукта, модель, бренд производителя и другие уникальные параметры.

Продумайте навигацию на сайте. Пункты меню и подменю должны быть понятными и простыми. При проработке этого момента руководствуйтесь принципом минимального количества кликов — в идеале пользователь должен сделать не более трех кликов, чтобы попасть в нужный раздел. Также не забудьте добавить поисковую строку и продумать фильтры по разным характеристикам товаров.

Страницы с фильтрами можно также оптимизировать под низкочастотные запросы, связанные с разными характеристиками товаров. Так можно охватить больше запросов и поднять позиции сайта в выдаче.

Например, так реализована навигация в интернет-магазине одежды Lamoda: по умолчанию открывается вкладка с женской одеждой, так как женщины являются ядром аудитории бренда. Есть вкладки с общим каталогом, советами редакции, где можно рекламировать определенные категории товаров, подборки образов для разных ситуаций, фильтр по производителям. Конечно, на сайте реализован и поиск по названию коллекции, артикулу и другим параметрам.

Создайте SEO-дружественные URL. Адреса страниц должны отражать логику разделов, быть понятными и читаемыми, а также в идеале содержать ключевые слова, подобранные для страницы. Это помогает не только индексировать сайт и улучшать его видимость, но и упрощает поиск информации для реальных пользователей.

Структура URL должна быть логически связана с иерархией сайта. То есть раздел каталога /rubashki включает в себя подразделы /rubashki/v-kletku, /rubashki/v-polosku, /rubashki/odnotonnyj и так далее. Так поисковики лучше определяют связи между страницами.

На что еще обратить внимание:

Обязательно настройте файлы robots.txt и sitemap.xml. Sitemap.xml поможет поисковым системам понимать структуру сайта и индексировать его страницы. Через robots.txt можно закрывать от индексации технические страницы и страницы с дублирующимся контентом.

Внутренняя перелинковка страниц

От этого этапа зависит, насколько качественно сайт будут индексировать поисковые системы. Чем лучше сделана перелинковка, тем проще роботам обходить страницы.

Что стоит сделать на этом этапе:

Добавляйте ссылки между смежными разделами. Например, со страницы «Телефоны» пользователи должны в один клик попадать в категории товаров «Зарядные устройства», «Чехлы» и подобные.

Используйте подборки. Можно создать специальные подборки товаров под популярные запросы и добавить ссылки на них. Например, подборки «Лучшие подарки к праздникам», «Товары для фитнеса» и другие. Категории можно обновлять в зависимости от актуального повода — публиковать предложения для подарков женщинам перед 8 марта, и мужчинам перед 23 февраля.

Добавляйте ссылки на внутренние разделы в тексты на страницах. В описании категорий и товаров можно включить ссылки на смежные товарные категории. Главное, чтобы они были связаны логично, и у пользователей не возникало вопросов, почему его переводят на другую страницу.

Используйте блок «Вопросы и ответы» для перелинковки. Раздел FAQ помогает пользователям быстро найти нужную информацию на сайте. Будет плюсом, если из него человек сразу сможет перейти на страницу, где найдет подробный ответ на свой вопрос.

Добавьте блок «Похожие товары», «Сопутствующие товары», «Часто покупают вместе» в карточки товаров. Благодаря таким элементам роботы поисковых систем будут обходить все вложенные страницы при индексации. Кроме того добавление таких ссылок помогает увеличить средний чек, так как покупатели видят на странице товары из смежных категорий и могут добавить их в корзину.

Создайте навигационные цепочки и «хлебные крошки». Дублируйте основные категории и подкатегории в подвале (футере), чтобы облегчить поиск товаров и увеличить глубину индексации сайта поисковыми роботами.

Также на странице товара отобразите полный путь до нее, например, Главная -> Категория -> Подкатегория -> Товар. Это не только улучшает навигацию для пользователя, но и создает дополнительные ссылки на главные и промежуточные страницы. Кроме того с помощью «хлебных крошек» можно дать сигнал поисковым роботом о ссылочном весе разных разделов — чем страница «дальше» от основной, тем меньший у нее вес.

Например, так реализованы «хлебные крошки» на странице каталога Ситилинк «iPhone 16»

Проработка поведенческих факторов (ПФ)

Значимость этих факторов для ранжирования в поисковых системах очень высокая, так как для Яндекс и Google важно, чтобы пользователи находили релевантный запросам контент. Поэтому важно подходить к проработке ПФ системно, следить за тем, как пользователи ведут себя на страницах интернет-магазина и постоянно улучшать UX сайта.

Над какими моментами необходимо работать:

Время на сайте. Чтобы улучшить этот показатель нужно в первую очередь продумать навигацию, о чем мы рассказывали выше. Кроме того нужно размещать на страницах полезный и информативный контент. Старайтесь рассказывать о важных качествах продукции в карточках, давать рекомендации, которые помогут пользователю с выбором или последующим уходом за купленной вещью.

Например, в описании товаров на сайте интернет-магазина детской одежды подробно рассказывается, какими качествами обладает товар. Мамы поймут, что в такой куртке ребенок будет в тепле даже в суровую стужу

Используйте качественный медиа-контент: добавляйте к описанию фотографии в хорошем качестве с разных ракурсов, делайте видео-обзоры, если вашу продукцию можно выгодно показать в этом формате.

Добавляйте интерактивные элементы, которые помогут с навигацией и выбором товаров. Например, используйте чат-боты и онлайн-консультанты, в которых менеджеры быстро ответят пользователям, если у них возникнут вопросы. Главное в этом случае следить, чтобы специалистов хватало для оперативной обработки обращений.

Снижение показателя отказов. Отказ — это ситуация, когда пользователь покидает сайт в течение 30 секунда после захода на него. Чтобы посетители сразу не уходили с ресурса, в первую очередь нужно работать над дизайном, качеством контента, скоростью загрузки страниц.

Оформление сайта должно быть современным и удобным. Ресурс в стиле 2000-х с всплывающими анимациями, чересчур яркими баннерами и подобными элементами в современных условиях оттолкнет пользователя.

Страницы должны содержать контент, релевантный ключевым словам, по которым они продвигаются. Условно, если пользователь ввел запрос «купить женский пуховик», а попал на страницу каталога шуб, скорее всего он быстро покинет интернет-магазин.

Кроме того в контенте нужно четко прописать, почему ваше предложение ценно для потенциального покупателя. Используйте ясные и привлекающие заголовки, подзаголовки и призывы к действию (CTA).

Оптимизация под мобильные устройства. По информации Яндекса, более 70% пользователей сейчас посещают интернет-магазины со смартфонов и планшетов. Поэтому проработка мобильной версии сайта становится важным фактором ранжирования в поисковых системах.

Дизайн онлайн-магазина должен быть адаптирован под мобильные и корректно отображаться на разных устройствах. Также нужно оптимизировать скорость загрузки, например, отключать анимации и другой необязательный медиа-контент на телефонах.

Простота оформления заказа и удобство корзины. Чем меньше шагов необходимо пройти для оформления заказа, тем лучше пользовательский опыт и ниже вероятность отказа. Полезно внедрить функцию «Оформить заказ без регистрации» или «Покупка в один клик». Это решение удержит на сайте пользователей, которые хотят совершить покупку, но не готовы зарегистрироваться в интернет-магазине.

На каждой стадии оформления заказа важно давать пользователю подтверждение безопасности сделки и подчеркивать прозрачность процесса. Например, указывать стоимости и сроков доставки перед финальным оформлением заказа, четко прописывать итоговую сумму покупки.

Быстрая загрузка страниц на компьютерах. Если человеку придется ждать несколько минут, чтобы открыть каталог, скорее всего он не перейдет в карточку товара, а просто покинет сайт. В дальнейшем это скажется на поведенческих факторах ресурса и его позициях. Следует оптимизировать изображения, использовать кэширование и минимизировать коды CSS и JavaScript.

Социальная валидация. Это подтверждение от других пользователей, что вашему магазину можно доверять и заказывать на нем качественные товары. Размещайте отзывы в карточках товаров и добавьте к ним рейтинг, который будет рассчитываться автоматически.

Не забудьте добавить форму для обратной связи в подразделах каталога, чтобы новые посетители могли поделиться мнением о товарах. Чтобы мотивировать аудиторию писать, можно давать небольшой бонус на следующие покупки.

Можно реализовать функционал наподобие маркетплейса Ozon: выводить в личном кабинете последние купленные товары с предложением поставить оценку и написать небольшой отзыв

Не забудьте обрабатывать отзывы: благодарить за позитивные, объективно отвечать на негативные. Помните, из обратной связи можно получить дополнительную информацию о вашей аудитории, а также идеи для улучшения продукции и сервиса.

Подготовка сайта к сезонному увеличению спроса

Почти во всех нишах существует определенная сезонность, и интернет-магазин нужно подготовить к наплыву или спаду спроса с точки зрения SEO. Для этого:

Проанализируйте рынок. Собирайте данные о продажах прошлых лет. Если поток клиентов стабильный, по распределению покупок по месяцам можно будет легко понять, когда покупатели приходят чаще, а когда реже.

Если вы только запускаете интернет-магазин, используйте сервисы с обзором трендов рынка, например, Google Trends. Также эту информацию можно найти с помощью Яндекс Wordstat — посмотрите, как меняются запросы на товары, которые вы предлагаете на протяжении года.

Следите за маркетинговой активностью конкурентов: с большой вероятностью они запускают акции на определенные товарные группы к повышению спроса на них. Самый простой пример — повсеместная реклама товаров для школы в книжных и канцелярских магазинах с конца июля.

Последний способ узнать о сезонности провести опрос клиентов. Узнайте у них, когда они обычно обращаются за товарами, которые вы предлагаете, и по какой причине выбирают именно это время.

Начните оптимизацию разделов интернет-магазина за 4–6 месяцев до наплыва спроса. SEO — инструмент, который дает продолжительный эффект, но далеко не сразу. Поэтому чтобы быть готовым привлекать трафик, нужно заранее проработать контент на страницах, где размещены популярные в определенное время товары.

Например, если ваш интернет-магазин предлагает товары для автомобилистов, заняться продвижением категории «Зимние шины» стоит апреле-мае. Тогда к октябрю сайт будет готов к увеличению потока посетителей, которым нужны зимние шины.

Как блог на сайте интернет-магазина помогает с SEO-оптимизацией

В статьях можно использовать информационные запросы, которые будут привлекать на сайт аудиторию, уже заинтересованную вашей бизнес-нишей, но пока не готовую совершить покупку. В блоге таких пользователей можно «прогревать» и мягко подводить к заказу.

Чтобы статьи работали на эту цель, нужно создавать полезный контент. Например, интернет-магазин кофе может публиковать рецепты и гайды по приготовлению напитков. Портал с техникой и электроникой может делать обзоры новинок и сравнения разных гаджетов. А на сайте магазина одежды посетители будут читать fashion-новости и подборки образов, в которых можно будет ненавязчиво продемонстрировать ассортимент.

Важно следите за актуальностью материалов: было бы странно, публикуй Рив Гош зимой статьи об уходе за кожей в жаркую погоду и подготовке к загару 

Следуйте нашим советам, и вы сможете продвинуть интернет-магазин и привлечь больше клиентов. А если на каком-либо этапе возникнут вопросы, напишите нам — поможем покорить топ Яндекса и Google.

Читайте также